В подростковом возрасте я «заболел» Высоцким. Песни на пластинках я слушал и раньше, ещё в детстве и читал книги-самиздат со словами песен, напечатанные когда-то тайно на машинке. Однако, уловить хоть частично смысл и погрузиться первый раз на глубину стихов и песен Высоцкого мне удалось только к 16 годам. Собственно, я до сих пор открываю для себя необычную виртуозность рифм и глубину метафор. Именно тогда наш авторский школьный кукольный театр «ЯД», состоявший обычно из двух актеров (Яна и Димы), привлек к спектаклю одноклассников и не только и попробовал себя в другом амплуа, сменив пародийно-юмористический стиль, на что-то очень серьезное... Ведь говорить о Высоцком – большая ответственность.
Высоцкий- это не просто творчество, это состояние души. Это строчки из песен, ставшие крылатыми. Законы жизни, постулаты для меня лично. Высоцкий не воевал, не сидел в местах, не столь отдаленных, не учился на филологическом факультете… Однако он всегда был и остается своим у самых разных частиц общества : у интеллигенции, у простых рабочих, у военных, у альпинистов, у отбывающих наказание и т д. Репертуар его достаточно обширен и разносторонен. Начиная, от песни «Ой , Вань, гляди, какие клоуны…» до «Коней привередливых» ,,от полублатной шутливой «Татуировки» до «Купола в России кроют чистым золотом»…
Каждый понимает его песни по-своему, и восприятие тоже зависит от начитанности и чувства языка, коим, на мой взгляд , в полной мере обладал мой любимый поэт Владимир Высоцкий.
Приведу один пример - строчку из песни, которая зазвучала ещё более ёмко и глубоко. когда я понял её двойной смысл. Не помню , как я дошёл до этого, врать не буду, помню только . что произошло это совсем недавно, а большинство песен Высоцкого наизусть я знаю с детства. Помните в «Конях привередливых» такую строчку : «Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий…» Так вот, слово «успели» имеет двойное значение. Успеть-это умереть (однокоренное слово от слова усопший), а второе значение-это .конечно, не опоздать… И теперь, если прочтете строчку из песни по-новому она прозвучит, я бы сказал, гениально, с точки зрения стихосложения и метафоричности. Это конечно субъективно.
Сегодня принято отделять сценический образ от человека, а человек –именно то, что он пишет. поёт и говорит. Единство формы и содержания! Именно таковым Высоцкий и был.Мне очень неприятно, когда речь заходит о женщинах Высоцкого, о его проблемах с алкоголем и наркотиками. Остался у меня неприятный осадок и после нашумевшего фильма « Спасибо, что живой».снятый, аля Голливуд, сыном … Охарактеризовал я его ещё тогда, цитатой из песни самого Высоцкого , как оказалось пророческой:
« И с меня когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи…
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои…
Я при жизни не клал тем, кто хищный
В пасти палец,
Подойти ко мне с меркой обычной
Опасались.
Но при снятии маски посмертной
Тут же в ванной
Гробовщик подошел ко мне
С меркой деревянной…»
…25 января ему исполнилось бы 85. Он актуален всегда! Сейчас особенно! Высоцкого нельзя не любить, до него можно только не дорасти, это моё личное мнение. Но передайте его остальным)
Простите за достаточно длинный пост. Я обычно так длинно не пишу, но сегодня захотелось поделиться.
Ниже несколько моих стихотворений из цикла «Планета ВЛАДВЫСОЦКИЙ», и фрагмент спектакля, о котором писал выше.
25 января
25 января –
День рождения бунтаря
И всея Руси звонаря…
Не узнали?
Не служитель он алтаря,
Не послушник монастыря,
Он без Бога, как говорят,
И регалий…
Он не мямля, не трус, не лгун,
Иноходец – шальной скакун.
Его семь самобытных струн
Путеводны!
Непокорный хрипун, трибун,
Ураган, человек-тайфун,
Птица вещая Гамаюн…
Наш народный!
НАВСЕГДА СОРОК ДВА…
«…А мы всё ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.»
В.Высоцкий
На земле всё по-прежнему: сажа – бела,
Каждый третий – поэт, каждый пятый – философ.
И порой восклицая : «Была не была!»,
Вряд ли все задаются извечным вопросом.
Да, «была не была» - не твоё амплуа!
Без ствола… современно прочитанный Гамлет?!
Твой – другой, отвечающий: «Напополам!»
На вопросы: Кто мы? С кем? Откуда? И там ли?
Бытие, небытьё… Между ними слова…
И читая в твоём «переводе» Шекспира,
Говорю, хорошо, что тебе сорок два,
Вечный Гамлет, уже не сыграющий Лира…
И ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ…
"Не скажу о живых, а покойников мы бережем..."
Ясновидцев сжигают, и всё-таки падает Троя...
Волк нарушил запрет - "за флажки" и на красный флажок
Побежал... по серебряным струнам отчаянным боем.
Этот красный флажок - ныне павшей империи стяг.
И опять двадцать пятое, как в тот безжалостный вечер,
Когда он замолчал... и за нас лёг костьми на "костях".
Да, "мы больше не волки", но "разве от этого легче?"...
***
Умер Гамлет, умолк Хлопуша.
Воли лыбятся до ушей,
Скачан Тимати на планшет,
И зовут на любой фуршет
Баста-Басковых голышей.
В моде штампы, Шнуры, клише
И классические кликуши…
Но не смолкнуть мятежнейшей,
Семиструнной живой душе,
Исцеляющей наши души!
***
Зарядам душ, ступающим в тоннель
Познания..., путь освещает нимб.
Жаль к ним неприменим закон Киргхофа.
Кровь пачкает живых сердец фланель,
Разбрызгиваясь рифмами по строфам...
Не каждому везет занять Олимп,
Кому-нибудь достанется Голгофа..